Преимущества использования весового контроля по сравнению с измерениями в кубических метрах.

В наше время существует огромное количество производителей и поставщиков весового оборудования, но наряду с этим многие организации продолжают производить свои расчеты и замеры в кубических метрах, используя маркшейдерские замеры, «погрузка ковшами» и т.д, если у меня ковш 3 куба я закинул в самосвал 4 ковша и взял денег с заказчика за 12 кубов помноженный на коэффициент плотности по фракции. Наверное, кто до сих пор так считает свои отгрузки со мной не согласится, но измерение в кубах или количеством ковшей это не удачный способ ведения отчетности, который приводит к дополнительным затратам, потере времени и денег. В этой статье я попытаюсь вам это доказать. 

Я занимаюсь установкой систем, позволяющих вести учет производительности на предприятии. Это не важно какое у вас производство, будь то маленький карьер или огромный ГОК, склад или вы просто перепродаете материал. Вы в любом случае должны знать сколько у вас материала в запасниках и сколько вы продаете.

Когда я разговариваю с клиентом, я часто слышу фразу: «Сейчас очень тяжелая экономическая ситуация, денег нет и мы покупать ничего не будем, у нас и без этого куча затрат, весы нам не нужны мы грузим кубами, у нас есть куда эти 400 000 рублей потратить, да и вообще погрузчик сломался».  Да я согласен, сейчас не лучшие времена, но как вы ведете учет отгруженного материала? Вы грузите кубами? Вы разве продаете газ или воду, а я думал у вас нерудная промышленность!) Я все прекрасно понимаю есть маркшейдерские замеры, используем коэффициенты плотности, но на практике вылезает погрешность 8-10%. Эту погрешность не я придумал, это реальная ситуация с одним из моих клиентов, которую мы сейчас и рассмотрим.

Ситуация была следующая, у моего клиента компания «К» был крупный заказчик «З» по щебню. Компания «К» производила замеры кубами, а в накладной указывались тонны, соответственно расчет следующий: кол-во кубов*коэф. Плотности=тонны. Все бы хорошо, пока заказчик «З» не начал предъявлять претензии, что ему не догружают щебня с каждой поставкой на 10-15%. Они прогоняли все самосвалы с щебнем через автомобильные весы и каждый самосвал оказывался недогружен на 2-3 тонны, сравнивая с транспортной накладной. Каждый день они покупали по 40 самосвалов MAN грузоподъемностью 22.5 тонны, в итоге простая арифметика 40*3=120 тонн в день им не довозили, а это между делом 6 самосвалов. В месяц это 3 600 тонн (180 самосвалов) при стоимости за тонну 500 рублей, за месяц сумма претензии составляла 1 800 000 рублей.

Я специально рассмотрел именно этот случай, так как при рассмотрении ситуации с перегрузом продукции, ко всему этому добавляются еще и штрафы за перегруз самосвалов, мне отвечают, а если мы не догружаем на эту погрешность в 10%.

В данной ситуации касающейся компании «К» мы решили пойти самым простым путем и поставить систему учета производительности на погрузчик, которая позволила:

  1. Вести контроль производительности техники (тонны в час);
  2. Поиск узких мест в производственном цикле;
  3. Отслеживание загрузки техники для планирования ТО и ремонтов;
  4. Отслеживание отгрузок:
    1. какой материал был отгружен;
    2. кто его отгрузил;
    3. сколько тонн;
    4. откуда был взят и куда отправлен материал;
  5. Точное ведение складских запасов;
  6. Точное число рейсов самосвалов за смену и их производительность.

Воронов Игорь
ООО «МАКОН»