Российский опыт применения нивелирующих систем

 

Введение

В течение последних 6 лет дорожные организации все более и более активно используют методы автоматизации производства работ. Распространенным и простым методом автоматизации стало использование систем нивелирования для автогрейдеров: ультразвуковых, лазерных, спутниковых.

Если 6 лет назад никто и не слышал о системах нивелирования , то сегодня, многие организации активно используют их при производстве работ.

Система нивелирования является дополнительным оборудованием для дорожно строительной техники, которое позволяет:

-С точностью копировать проект без плановой и высотной разбивки копирной струны

-Повысить производительность работ на 40-80 %

-Исключить влияние человеческого фактора при проведении работ по профилированию земполотна.

-Избавиться от использования проектов в бумажном виде.

Что нового?

Новинкой для Российского рынка является использование систем нивелирования для экскаваторов, 2010 год стал первым, когда подобное оборудование стало использоваться массово и мы получили хорошие положительные отзывы от заказчиков.

Мы связываем это с выходом на Российский рынок английской компании Prolec, которая является лидером по производству систем нивелирования и систем безопасности для экскаваторов.

Как работает система нивелирования?

Система состоит из набора датчиков устанавливаемых на ковше рукояти, стреле, поворотной платформе и кабине экскаватора, а так же бортового компьютера в кабине.

Датчики последовательно соединяются между собой кабелями, часть которых защищена от повреждений гидравлическими рукавами, а часть крепиться под гидравлической арматурой стрелы.

Датчики –угломерные, измеряют угол соответствующего узла на котором установлены.

При установке системы инженер замеряет длину каждого элемента, на котором установлен датчик: размеры ковша, длину рукояти и стрелы. Эти параметры не меняются (за исключением ковшей, которые можно все последовательно сохранить в памяти системы).

Система «зная» углы наклона и длину каждого из элементов вычисляет точное положение зубьев ковша.

Эта информация поступает в бортовой компьютер, где сравнивается с проектной и в удобном виде выдается машинисту.

 

Типы систем

Системы нивелирования для экскаваторов , как и на все виды дорожной техники бывают 2-х типов , это 2D Системы (Prolec Digmaster S), которые при работе требуют привязки к высотным реперам, и разбивки участка работ. Но не требуют при работе дорогостоящей 3D сотавляющей (базоворого приемника в поле и роверных приемников на машину)

И 3D системы(Prolec Digmaster Pro), которые работают через спутник, определяя свое местоположение по GPS\ГЛОНАСС приемнику.Основным преимуществом таких систем является то что нет необходимости вообще проводить какую либо разбивку участка работ, достаточно предварительно загрузить проект в бортовой компьютер. При работе системы можно использовать любой GPS\ГЛОНАСС приемник, работающий в режиме RTK с частотой не менее 10 Гц

Существует так же специальная модификация систем для работы с одно- и много-ковшовыми земснарядами и различным нестандартным оборудованием-Prolec PCX3D. В основном применяется для расчистки русел водоемов, работах по дноуглублению, подготовке и содержанию причальных стенок.

 
Результат

Что же дает использование системы нивелирования для экскаватора?

Во-первых, облегчается работа мастера и геодезиста, нет необходимости находиться на объекте для постоянного измерения откосов, и снятия отметки дна котлована, все эти данные можно заранее загрузить в бортовой компьютер и передать машинисту.

Во-вторых, работы выполняются не на глаз ,а в точном соответствии с проектными данными.

В третьих, значительно возрастает качество работ. Точность и скорость выполнения

Дабы не быть голословным следующим разделом этого материала мы приводим российский опыт применения подобного оборудования.

Российский опыт использования систем нивелирования для экскаваторов.

Компания «Севзапдорстрой»  в прошедшем сезоне, в два захода вооружила свой экскаваторный парк пятью системами для экскаваторов, сначала две 2D системы «Digmaster S» взяли «на пробу», а затем, «распробовав», взяли еще три системы.

Специалисты компании отработали с этим оборудованием практически полный сезон, и готовы поделиться впечатлениями. На наши вопросы, нам ответил старший прораб участка-Патахов Руслан.

-Экскаваторы какой марки вы оснастили системами нивелирования?

-Это три колесных экскаватора марки VOLVOEW 160 и два гусеничных Komatsu PC 220, PC 300, причем колесные экскаваторы для работ на объекте были оснащены планировочными ковшами.

- Какие работы выполняли модернизированные машины?

- В первую очередь, это планировка откосов различной конфигурации. Еще машины применяются для профилирования площадок на углублениях или возвышенностях.

 Также системы облегчают работу геодезистов и мастера участка. Кромка ковша служит нивелиром для вычисления перепадов высот, если одну из точек задать базовой, то на мониторе можно наглядно видеть величину перепада опуская ковш на интересующие нас отметки.

-Как происходит работа с системами?

-Все очень просто. В каждой панели я задал и сохранил несколько видов профиля поверхности. Перед началом рабочей смены оператору выдается задание, на каком участке провести работу и под какими геометрическими параметрами. На объекте запускается система и оператор, выбрав указанный мной профиль, выполняет поставленную задачу.

- Какое впечатление сложилось о системе, отработав целый сезон?

-Первое, конечно, качество.   Если брать качество за единицу, то оно возросло с 0.7 до 1, т.е. соответствие проектному заданию 100%. Большая экономия времени. Мы избавились от постоянной корректировки профилей. Результат достигается за меньшее количество подходов, и как итог всего сказанного работа выполняется в 1,5 – 2 раза быстрее, а это и экономия топлива. Меню настолько простое, с что в течение пары часов его освоили и молодые машинисты и операторы в возрасте. Теперь не приходиться контролировать углы откосов, и геодезисты не тратят на это свое время. Время для нас на севере очень значительный фактор, ведь сезон работ у нас гораздо короче, чем в центральной части страны.  

Выводы

Понятно, что для каждой дорожно-строительной компании интересен в большей мере свой собственный опыт, как это будет работать на собственном предприятии, но тут, как и с любой инвестицией в современные технологии компания несет риск эффективности внедрения. Руководство Севзапдорстроя взвесило риск, посмотрело с кем и с чем предстоит работать, оценило потенциальные преимущества и, в итоге, компания оказалась  в выигрыше. Поставщик оборудования приобрел себе клиент и партнера. И это тот стиль работы, который нам нравится.

Надеемся в будущем доукомплектовать используемое оборудование до 3D систем.

Обратная связь

На возникшие по данному материалу вопросы помогут ответить специалисты компании МАКОН

по адресу info@machinecontrol.ru

Материал подготовлен

Специалистом по системам нивелирования

Компании «Макон»

Артёмом Ченским